Управленческий анализ
Экономический анализ состоит из двух частей - финансового анализа, который иногда называют внешним, и управленческого анализа, называемого внутренним. В результате финансового анализа создаются отчеты, которые представляют интерес определенным группам внешних пользователей, которые не имеют отношения к управлению предприятием. Например, банковские структуры интересует такая информация для принятия решения о возможности кредитования предприятия. Для поставщиков важен вопрос своевременной оплаты их товаров и услуг. Инвесторы хотят знать, насколько высока надежность и эффективность инвестиций в данное предприятие. Налоговые органы рассматривают деятельность предприятия с точки зрения объемов уплаты налогов.
Внешний финансовый анализ ограничен использованием официальной отчетности, включающую бухгалтерскую отчетность и открытые статистические формы. Законодательство позволяет компаниям закрывать для внешних пользователей данные, разглашение которых может нанести вред их бизнесу. Поскольку финансовый анализ основывается на данных бухгалтерской отчетности, то он в основном является ретроспективным и позволяет сделать выводы о причинах текущего состояния.
В свою очередь управленческий анализ должен позволять принимать обоснованные решения по управлению затратами и прибылью внутренним специалистам и управленцам предприятия. Очевидно, что лица, осуществляющие внутренний анализ, имеют принципиально большие возможности в части получения и подготовки информации и степени детализации. Например, сведения о себестоимости и рентабельности не открываются внешним пользователям. Секретной является информация о загрузке мощностей, планы по продажам и производству новых видов продукции.
Подробная информация о затратах в различных её аспектах является основой для управленческого анализа. Предварительно эта информация обрабатывается с использованием современных аналитических приемов. Замет обработанные результаты, ставшие пригодными для выработки вариантов решений, поступают в распоряжение управленцев. В рыночной экономике специалисты, подготавливающие аналитическую информацию, опираются не только на внутренние данные. Важным источником являются результаты маркетинговых исследований о рынках сбыта и эластичности спроса по выпускаемой и новой продукции предприятия.
В отличие от финансового анализа, в основном являющегося ретроспективным, в управленческом анализе большое внимание уделяется оценке вариантов управленческих решений, то есть перспективному анализу. Управление затратами и прибылью невозможно без обратной связи, которая позволяет осуществлять так называемое управление по отклонениям, которое основывается на оперативном анализе.
Современный управленческий анализ ставит перед собой задачи, многие из которых решались и традиционным анализом хозяйственной деятельности. К таким задачам относятся:
- выявление резервов роста эффективности производства;
- обоснование и оптимизация управленческих решений;
- определение обоснованности планов;
- контроль за ходом выполнения плана и оценка результатов его выполнения;
- прогнозирование ожидаемых результатов деятельности.
Однако имеются важные отличия управленческого анализа от традиционного анализа.
В управленческом анализе значительно расширены рамки принимаемых управленческих решений, что принципиально повышает сложность и увеличивает количество используемых параметров. Как следствие инструментальная база управленческого анализа гораздо богаче. Управленческий анализ в значительной своей части носит опережающий характер, а одной из его основных задач является исследования, направленные на расчет возможных последствий от изменений одного или нескольких частных показателей (факторов). Традиционный анализ хозяйственной деятельности, как и финансовый анализ, чаще всего, основывается на уже сформировавшихся результатах и предполагает выявление резервов с целью их задействования в будущие периоды.
Управленческий анализ, как и анализ хозяйственной деятельности, нацелен на оценку деятельности предприятия. Однако при этом, имея явную внутреннюю направленность, управленческий анализ ориентирован косвенно (в пределе) на требования внешней среды, поскольку управленческие решения нацелены на улучшение публичных финансовых характеристик предприятия.